Возрастные нормы речевого развития детей дошкольного возраста

 

                                                             

Уважаемые родители,

Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит  именно родителям. Только от вашей наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки ребенка зависит успешность развития речи вашего малыша.

Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. В это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

Для "речетворчества" таким критическим периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Вы должны помнить, что речь - инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях  с трудом компенсируется впоследствии.

 

Стадии развития речи детей

 

Несомненно, каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым - был крепким и здоровым, умным, хорошо говорил, чтобы был успешным, чтобы все получалось.

Наверное, все знают историю о том, как одна мама спросила А.С. Макаренко - Моему ребенку уже три месяца, когда мне надо начинать воспитывать его? И получила ответ:

- Вы опоздали на три месяца.

Начинать заниматься с ребенком надо уже с самого рождения. Причем внимание надо уделять сразу многим вещам - крупной и мелкой моторике, зрительному и слуховому восприятию, речи, интеллекту, эмоциям и т.д.

Чтобы помощь была эффективной, взрослому необходимо четко представлять, что должен знать и уметь ребенок в данный конкретный период своего развития. И уже с учетом этого строить свои занятия.

 

            В речевом развитии ребенок проходит несколько стадий, знание которых необходимо родителям для того, чтобы избежать возможных проблем, а при необходимости, вовремя обратиться за помощью к специалисту.
Конечно, следует помнить, что не все дети развиваются одинаково, в речи, как и в других областях развития, возможны отличия, обусловленные разными факторами. Тем не менее, отставание речи ребенка на один возрастной период может привести его в группу риска, когда становится необходимой консультация логопеда.
Мы рассмотрим пять возрастных интервалов, в которых обозначим основные направления развития речи.

Первый год

 

Период, в который происходят важные события, закладываются основы детской речи.

0-2 месяца Появление реакции на взрослую речь, ребенок смотрит в сторону того, кто обращается к нему. Возникают первые звуки, улыбка, спонтанные вокализации, эмоциональные всплески при общении с близким человеком.

3 месяца Важный этап в развитии речевого дыхания. Появляется первый смех, «гуление», «воркование». Новорожденный экспериментирует с гласными: протягивает, поет. 4 месяца Возраст, когда появляется комплекс оживления, ребенок проявляет радость в ответ на общение со взрослым. Плавно один звук переходит в другой: «ооооооуууу, ааааааооооо».

5 месяцев Возникают первые попытки сказать что-либо с помощью звукослияния: ма, ба, па, ня, ди и т. д. Гласные начинают соединяться с согласными, возникает активное гуление.

 6 месяцев Малыш всё больше пытается войти в контакт со взрослым при помощи лепета, гуления, возникает спонтанное соединение слогов: гуга, дади, нати, мами, баба и т. д.

7 месяцев Ребенок активно использует лепет в разговоре, понимает, что речь диалогична. После произнесенных фраз (гага, ба, мама, ня и т. д.) малыш делает паузу, ждет ответную реакцию собеседника.

8-12 месяцев Кроха может произносить цепочку слогов с различной интонацией. Появляются первые несложные слова: мама, дай, папа, на, незя.

К 11-12 месяцам ребенок знает до 15 слов, активно использует их в речи.

На протяжении всего первого года малыш приобретает массу навыков, необходимых для формирования основ языка.
К концу года ребенок произносит несколько простых слов, многие слова понимает, реагирует на несложные просьбы, выполняет их.

Речевое развитие ребенка от 1 до 2 лет

 

На втором году жизни появляются несложные предложения в общении: «Мама кушать», «Баба дай» и т. д. Словарный запас колеблется от 30 до 50 слов к 1,5 годам. В 2 года ребенок должен знать до 200-300 слов. Появляются первые слова и интерес к окружающему миру: что это, кто это, зачем? Таким образом малыш познает действительность, важно помогать ему в этом.

Специалисты единодушны в том, что к 2 годам у малыша уже должна сформироваться фразовая речь. Пускай фразы пока не всегда понятны и состоят из двух слов, часто лепетных. Например: МАМА, ПИ (мама, я хочу пить). ДЁ УЯТЬ (идем гулять). Главное - появилась фраза (предложение).

 

Речевое развитие ребенка 2-3 лет 

Нормы речевого развития детей данного возраста связаны в большей степени с поступлением ребенка в дошкольное учреждение, внедрением в социальную среду. У крохи появляются первые предложения, окрашенные по смыслу и контексту: «Хочу домой», «Мама пойдём гулять».

Звукопроизношение. В речи ребенка третьего года жизни должны появиться звуки [с’], [л’], [й’], а также, [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т] (и их мягкие пары), все гласные. Однако произношение многих звуков еще далеко от совершенства, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, так как подвижность мышц языка и губ еще недостаточно развита. Многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими для произношения. Так, шипящие звуки ([ш], [ж], [ч’], [щ’]) малыш нередко заменяет мягкими свистящими: «сяпка» (шапка), «зюк» (жук), «цяйник» (чайник), «сенок» (щенок). Иногда вместо звука [ч’] ребенок может произносить [т’]: «тясы» (часы). Некоторые дети в этом возрасте заменяют шипящие звуки твердыми свистящими: «сапка» вместо шапка; твердые свистящие- мягкими свистящими: «сянки» (санки), «зяйка» (зайка). Согласные [р], [р’], [л] отсутствуют или заменяются звуками [л'], [й]: «ыба» (рыба), «гия» (гиря), «ябоко» (яблоко), «двель» (дверь), «голюби» (голуби), «мей» (мел).

Словарный запас. Быстро пополняется пассивный и активный словарь ребенка: к 3 годам – до 1000 слов. Кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения.

Фразовая речь. Предложения трехлетних детей становятся сложными, с союзами «потому что», «или», «чтобы». И, хотя в их речи еще много неверного употребления окончаний («Смотри, как много мячов!»), суффиксов («У меня есть куклочка»), согласований («Это мой кукла!»), ударений («Ложка лежит на стОле»), постепенно их становится все меньше, они приобретают случайный характер и исчезают приблизительно в 5-6 лет.

Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы. Выполняют просьбы взрослых, состоящие из двух частей. Понимают значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван). Понимают обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул – это стул).  Нарушена слоговая структура многосложных слов (упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова). У части детей слабый, тихий голос.

 

Речевое развитие детей 3-4 лет

Четвертый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?». В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребенка к языку.

Звукопроизношение. Ребенок четвертого года жизни правильно произносит свистящие звуки [с], [з] и [ц]. В этом возрасте он еще не всегда может верно произнести шипящие звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] и часто заменяет их свистящими [с], [з], [ц]: «каса» (каша), «нозык» (ножик), «клюц» (ключ). Сонорные [р], [р’], [л] малыш может заменять звуком [л’], реже [й]: «лябота» (работа), «лека» (река), «лямпа» (лампа), «каяндас» (карандаш), «устай» (устал).

Слоговая структура слова. В некоторых словах ребенок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, он может произнести слово автомобиль как «амабиль», магазин как «гамазин», чемодан как «чедоман», температура как «тематура» и т.д. Но это относится к словам сложной слоговой структуры, к длинным и новым словам.

Словарный запас. К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш), наречия (холодно, вкусно), появляются числительные (один, два). Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).

Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «хОлодная вода», «бОлит рука».

Фразовая речь. Усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко, говорил: «Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести и так: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко», то есть указать величину или цвет предмета. Тем не менее, ребенок не всегда может связно и понятно рассказать, что он видел на улице, пересказать сказку.

Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, он любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его. Свободного пересказа своими словами еще не дает.

Понимает несложные сюжетные картинки.

 

Речевое развитие детей 4-5 лет 

На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче.

Звукопроизношение. Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. Так, например, ребенок правильно произнесет звук [р] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша. В норме пятилетние дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений.

Интонация, высота, сила голоса. Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.

Формирование навыков звукового анализа. Новообразованием пятого года жизни становится возможность узнавать звук в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа.

Словарный запас. Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми. Если пятилетний ребенок не знает, как назвать тот или иной предмет, то он, стремясь найти подходящее слово, создает свои слова. К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» приводит такие примеры словотворчества детей: огонята (маленький огонь), сердитки (морщинки), обувало. Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они по­лучают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка).

Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «холодная вода», «болит рука».

Связная речь. Дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно расска­зать о событиях из собственной жизни, описать животных или заме­няющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картин­ке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Свои ответы ребенок пятого года жизни строит из 2—3 и более фраз все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

 

Речевое развитие детей 5-6 лет 

         Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха — важнейшие моменты в подготовке детей к школе.

Звукопроизношение. К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений. Так происходит далеко не всегда. У части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные или с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха. Внимание родителям! Срочно обращайтесь к специалистам-логопедам, чтобы они установили причину неправильного звукопроизношения и составили программу исправления нарушенных звуков.

Интонация, высота, сила голоса. Большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания (вопрос, восклицание). К пяти годам нужно нормализовать темп речи. Нежелателен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряшливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедленный, создающий трудности в общении.

Формирование навыков звукового анализа. При соответствующем обучении ребенок овладевает не только определением позиции звука в слове (начало, середина, конец слова), но и устанавливает точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Это является необходимой предпосылкой обучения грамоте.

Словарный запас. После пяти лет словарный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.

Грамматический строй речи. Дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу - хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево — дерева, каранда­ши — нет карандашов) и так далее.

Связная речь. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был.

         Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачной», незаметной для восприятия.

 Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

 

Речевое развитие детей 6-7 лет 

В этом возрасте завершается дошкольный период развития ребенка, основным результатом которого является готовность к систематическому обучению.

Звукопроизношение. К шести годам звукопроизношение у детей вполне нор­мализовалось, и работа идет по улучшению дикции, то есть умения правильно пользоваться звуками в потоке речи.

Фонематический слух. Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие. Неумение различать пары звуков по глухости-звонкости свидетельствует чаще всего о недостатках физического слуха. По мнению выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского, «хороший, ясный выговор слова такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков - вот главные основания правописания».

Формирование навыков звукового анализа. Получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность зву­ков в том или ином слове. Надо отметить, что без участия взрослых эти очень нужные умения могут совсем не сформироваться.

Словарный запас. Словарь дошкольников шести-семи лет достаточно велик и уже не поддается точному учету, тем более существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень осведомленные в разных областях знаний, и дети, чей словарь очень беден и ограничивается бытовой тематикой.

Грамматический строй. Практической грамматикой дошкольники уже овладели, ошибки могут оставаться в употреблении форм, являющихся исключениями: некоторые глагольные формы спряжений (ехать — ехают); несклоняемые существительные (в пальте) и другие речевые ошибки, характерные не только для дошкольников, но встречающиеся и в речи взрослых людей, так как являются объективно трудными для усвоения формами.

Связная речь. На вопросы отвечает развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки.

***

Уважаемые родители!

Обратите внимание: если ребенок произносит звук искаженно  – т.е. заменяет его звуком, отсутствующим в родном языке (например, вместо нормативного звука [с] употребляет межзубный [с], вместо нормативного [р] – горловой [р] и т.д.), то вне зависимости от возраста необходимо предпринимать меры по исправлению произношения данного звука (или ряда звуков). Не тяните время, не тешьте себя надеждами, что ребенок «выговорится». Искажение звуков не проходит самостоятельно, а, наоборот, закрепляется в речи (что в дальнейшем усложняет коррекционную работу и значительно удлиняет ее сроки).

Родителям важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребенок будет общаться с взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь.

Речь взрослых должна быть: четкой, неторопливой; доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями; грамотной, то есть не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.

 Речь взрослых — образец для детей. При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребенком и взрослыми, нормальное речевое и психическое развитие замедляется и даже прекращается. Специалисты выявляют у таких детей задержку речевого и психического развития. Поэтому очень важно общаться с ребенком, играть с ним, читать ему стихи и сказки. 

Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. Не забывайте: Учите ребенка, играя с ним!

 

Учитель-логопед Медведева Н.В.